Федеральная образовательная программа дошкольного образования publication.pravo.gov.ru
Программа "От рождения до школы"
В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От
рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством
образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Прошло
15 лет, проделана колоссальная работа. В данном издании Программы сохранены все
достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики
отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим
комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется.
При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою
актуальность.
«От
рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. —
Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2019. — c. 336
Протокол № 7 от 25.09.2019 г. решение ученого совета ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Письмо №
309/07 от 25.09.2019)
Образовательная программа дошкольного образования
Уровень образования - дошкольный.
Форма обучения - очная.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.
Нормативный срок обучения - с 2 месяцев до наступления школьного возраста (шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет).
Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) .
ФГОС ДО и Федеральная образовательная программа ДО являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программы, обязательная часть которой соответствует Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части Программы, которая в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты Программы не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят:
- рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания);
- примерный режим и распорядок дня дошкольных групп;
- календарный план воспитательной работы и иные компоненты.
Учебный план, аннотации к рабочим программам дисциплин, календарный учебный график для образовательной программы дошкольного образования не предусмотрены.
Программа содержит целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
- психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
- организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
- материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.