Обязательная
маркировка пива в 2023-2024 году
Внедрение обязательной маркировки пива в 2023 году происходит
поэтапно и завершится в 2024 году.
С 1 марта 2023 года — начало обязательной регистрации в
Честный Знак для производителей, импортеров, розничных продавцов и сегмента
HoReCa.
С 1 апреля 2023 года — для производителей и импортеров
начинается обязательная маркировка пива и других слабоалкогольных напитков в
кегах. С этого момента на все пива в кегах, которое производится в России или импортируется,
должны быть нанесены коды маркировки DataMatrix.
С 1 октября 2023 года — начинается обязательная маркировка
пива и слабоалкогольных напитков в стеклянной таре и полимерной (ПЭТ) упаковке.
С 15 января 2024 года — начинается обязательная маркировка
пивной продукции в прочих видах потребительской упаковки (например, алюминиевые
банки и т.д.). Начало обязательного вывода из оборота пива и слабоалкогольных
напитков в кегах при частичном выбытии (в розлив) розницей и общепитом.
С 1 апреля 2024 года — для розницы становится обязательной
фиксация в системе Честный Знак ввода и вывода из оборота маркированного пива и
слабоалкогольных напитков в кегах. Вся продукция должна быть промаркирована.
Запрещается вывод из оборота немаркированного пива и слабоалкогольных напитков
в кегах.
С 15 января 2025 года — для розницы становится обязательным
передача сведений в систему Честный Знак о вводе и выводе из оборота пива и
напитков в потребительской упаковке. Вся продукция должна быть промаркирована.
Запрещается вывод из оборота немаркированного пива и слабоалкогольных напитков
в потребительской упаковке.
С 1 июня 2024 года — передача сведений о выводе из оборота
продукции в потребительской упаковке (продажах через ККТ) для розницы и
общепита. Если организация или ИП работает в удаленных местностях без
подключения к интернету и передачи данных в ОФД, то информацию о розничной
реализации нужно передавать напрямую в систему маркировки в течение 30 дней со
дня продажи товара.
На упаковку (бутылку или кегу) наносится маркировочный код в
формате Data Matrix. Это особый двумерный код, внешне напоминающий QR-код. Он
представляет собой буквенно-числовую последовательность, которая содержит в
себе всю необходимую информацию, которая позволяет идентифицировать товар в
информационной системе. Код имеет криптозащиту, поэтому скопировать и подделать
его не возможно.
Вся маркировка пивной продукции в Честном Знаке имеет
определенный порядок работы, аналогичный другим маркируемым товарам:
1. Производитель наносит на упаковку код Data Matrix,
предварительно заказав его у оператора, и вносит информацию о произведенном
товаре в ГИС МТ.
2. При отгрузке поставщику производитель формирует УПД
(универсальный передаточный документ*), который в системе электронного
документооборота направляет покупателю (оптовой организации).
3. Оптовик получает бутылки и документ в электронном виде.
Прием товара происходит следующим образом. Происходит сверка кодов на бутылках
с теми, что в УПД. Если все верно, то документ подписывается электронной
подписью. Все бутылки переходят в системе маркировки на баланс организации, а у
поставщика-изготовителя списываются.
4. Магазин или бар заказывает напитки у оптовика. Оптовик
также формирует УПД и направляет его по ЭДО. Магазин проверяет и принимает пиво
на баланс. После этого можно продавать товар.
Розничным продавцам пивной продукции и общепиту потребуется
установка специализированного программного обеспечения и оборудования для
работы. Одновременно всем участникам понадобится подключение к электронному
документообороту. Подключиться к нему нужно еще до момента регистрации в
системе. Зачем это надо? Вся работа с маркировкой так или иначе связана с
работой с электронными документами, работать с ними возможно только при наличии
программы электронного документооборота.
Что будет при нарушении правил маркировки разливного кегового
и бутылочного пива?
Первый этап внедрения маркировки коснется производителей и
импортеров. За выпуск и ввоз в Россию пива без кода маркировки они могут быть
оштрафованы на сумму до 300 000 руб. При нарушении в крупных и особо крупных
размерах грозит уголовная ответственность.
За оборот алкогольной продукции (в том числе пива) без кода
маркировки предпринимателей и должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 50
000 руб., а юридических лиц — до 500 000 руб. с конфискацией предметов
правонарушения.