О навязывании дополнительных
платных услуг при покупке автомобиля
В связи с
ростом количества обращений граждан, столкнувшихся с обманом и навязыванием дополнительных
платных услуг при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах, в том
числе за счет кредитных средств, представленных Банком по кредитному договору,
Роспотребнадзор обращает внимание на следующее.
Продавец
вправе оказывать дополнительные платные услуги, связанные с продажей товара с
письменного согласия покупателя. Например, комплектовать товар аксессуарами,
проводить его предпродажное обслуживание, предоставлять гарантийное
обслуживание и т.п.
Банк при
предоставлении потребительского кредита (займа) также вправе оказывать заемщику
за отдельную плату дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или)
третьими лицами с согласия Заемщика, выраженного в Заявлении о
предоставлении потребительского кредита.
При этом
за покупателем, заемщиком сохраняется право передумать и отказаться от таких
услуг, даже если он подписал согласие и внес за них плату.
Пункт 2
статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав
потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) запрещает
обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг.
Убытки,
причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор
услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.
Статья 32
Закона о защите прав потребителей, часть 1 статьи 782 Гражданского кодекса
Российской Федерации, пункт 11 Правил бытового обслуживания населения в
Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.09.2020 №1514 (далее – Правила бытового обслуживания
населения), предоставляют потребителю право отказаться от исполнения договора
возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных
им расходов (односторонний отказ от исполнения договора). Для этого потребителю
достаточно направить другой стороне (исполнителю) соответствующий письменный
отказ (уведомление).
В таком
случае договор считается расторгнутым с момента получения одной стороной
уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора.
Такой отказ (уведомление) необходимо направлять способом, позволяющим
установить факт получения либо неполучения корреспонденции.
В случае
неудовлетворения исполнителем требования в добровольном порядке, спор может
быть разрешен только судом (статья 11 ГК РФ).
При этом
в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей Вы
вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства (месту пребывания),
месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора.
В
соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о защите прав потребителей при
обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной
пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Недобросовестные
действия кредитора или продавца могут быть основанием для проведения административного
расследования, а в случае получения массовых жалоб - предметом группового иска
со стороны Роспотребнадзора в защиту пострадавших потребителей.